Секс и духовность
В одном из выпусков электронной рассылки «Сириус» (www.sirius-ru.net) была опубликована
достаточно актуальная, полезная и познавательная статья-интервью из омской газеты «В будущее».
Статья была написана в 2002 году Татьяной Нарицыной по материалам телепередачи Татьяны Тарасовой
«Где начинаются все лестницы?»
Как было сказано в аннотации - В статье поднимается вопрос взаимоотношений мужчины и женщины, как он находит отражение в индийских Ведах.
Конечно, нужно понимать, что это не сами Веды, а только их отражение.
Во-вторых, каждый вправе решить, насколько данная информация пригодна в его жизни.
И, в-третьих, вряд ли следует на все сто определять тактику жизни с помощью интеллекта -
Любовь, если она действительно Любовь, а не поверхностная влюблённость или животная страстность,
ведёт человека к Свету, интуитивно подсказывая дорогу.
А сердце, наполненное Любовью, творит и рождает светлые и добрые поступки...
Но прочитать эту статью и сделать выводы желательно всё-таки каждому...
Враг, который скрывается в нашем сердце
Гремел гром. Лил дождь. Бушевал ветер. Молнии чертили ночное небо. В страхе перед непогодой попрятались и люди, и звери. Даже окна были плотно закрыты ставнями. В это время уважаемый брахман Билвамангала Тхакур, никем не замеченный, вышел из дома. Он торопился на свидание с проституткой. Подойдя к реке, брахман увидел, что она вышла из берегов. Но это не остановило охваченного вожделением Билвамангалу, и он бросился в бурлящий поток.
Знакомые ворота были на замке. Тогда он вскарабкался по высокой стене прямо в окно. Проститутка удивилась, что Билвамангала пришел к ней в такую ужасную ночь, и сказала: «Если бы в тебе была хоть капля той привязанности к Богу, какая есть к моему бренному телу, состоящему из волос, кожи, жира и костей!"
Эти слова в самое сердце поразили Билвамангалу. Вожделение его в миг покинуло, и он отправился во Вриндаван, святое место.
Но однажды по дороге он увидел женщину необычайной красоты. Не сумев совладать с собой, брахман пошел за ней. Наконец они приблизились к воротам ее дома. Женщина спросила, чего он хочет. «Распусти свою чудесную косу»,- сказал Билвамангала. И, взяв шпильки от ее волос, со словами: «О, это ненавистное вожделение, которое сжигает мое сердце! О, эти ненавистные глаза, сквозь которые оно сочится!», - Билвамангала выколол себе оба глаза. Этот удивительный случай - реальность. Он произошел более 500 лет назад и был зафиксирован в летописях средневековой Индии, как назидание человечеству. Смысл его в том, что победить похоть очень трудно. Во все времена святые совершали ради этого суровые аскезы. Поскольку Писания говорят, что нет места любви к Богу там, где живет вожделение.
«Постойте-ка, - скажет читатель, - вы говорите о святых. Но какое отношение это имеет ко мне, я же не святой?» Не спешите с выводами. То, о чем пойдет речь, касается не только великих аскетов прошлого, но и нас с вами. В конце концов, это одна из самых актуальных тем в человеческом обществе, если не самая актуальная. Ведь, положа руку на сердце, каждого из нас волнуют взаимоотношения полов. Не об этом ли все современные фильмы, все песни, романы и повести? Итак, самая интересная тема: мужчина и женщина, их привязанность друг к другу. И в придачу кое-что еще. Физиологические и духовные последствия этой привязанности.
Что же думают по этому поводу современные люди? Как правило, главный смысл взаимоотношений между мужчиной и женщиной они видят в сексуальных удовольствиях. По принципу «чем больше, тем лучше». Таков критерий. Даже врачи сегодня свято верят, что секс полезен, тогда как воздержание вредно для здоровья.
Откуда взялась эта идея? Похоже, от Фрейда. А может, от Дарвина, который считал своим изначальным отцом обезьяну. Обезьяны же, по некоторым данным, очень похотливы и любят заниматься сексом, не придерживаясь особых ограничений. Нет у них ни морали, ни философии, ни Священных Писаний. Даже одежды нет. Поэтому занятия такого рода для них вполне естественны.
Если кто-то готов признать обезьяну своей матерью, что ж, это его право. Тогда, действительно, нет иного выбора, кроме как последовать примеру своей волосатой прародительницы. Впрочем, сегодня многие не согласны с Дарвином и доказывают, что он ошибался. И хотя какое-то сходство человека с обезьяной, безусловно, есть, отличий тем не менее, гораздо больше.
За всю историю человечество накопило огромный запас знаний, практически во всех областях, в том числе, и в медицинской. Индийская культура, скажем, сохранила очень древний трактат по ведической медицине (Аюрведе) - «Чарака-самхиту», который подробно описывает строение человеческого тела, причины болезней и способы их лечения. Если бы нашим врачам попалась в руки эта информация, они перестали бы смотреть на людей с "обезьяньей" точки зрения и вдохновлять пациентов на занятия сексом.
Впрочем, кое-кто из медиков уже изучил эти древние тексты и может поделиться своими впечатлениями. Андрей Голдвинов, дипломированный специалист по ведической медицине, как раз именно такой человек.
Корр.: В современном мире принято считать, что секс полезен, однако история религии полна примеров, когда ее последователи соблюдали целибат, обет безбрачия. Не сказывалось ли это на их здоровье? Что говорит об этом Аюрведа?
А.Г.: Безусловно, сказывалось. Если человек делал это в правильном умонастроении, его общее самочувствие улучшалось. Почему? Аюрведа объясняет, насколько важно хранить семя, которое является одной из семи тканей тела и рождается из пищи.
То, что мы съели, поступает в желудок и, перевариваясь, превращается в кровь, мышцы, костный мозг, нервную ткань и так далее. В последнюю очередь, возникает семя - семенная жидкость у мужчин и секрет бартолиниевых желез у женщин.
Когда в теле достаточно семени под воздействием того же огня, который проявлен, как огонь пищеварения, рождается восьмая тонкая ткань. Ведическая медицина называет ее «оджас». Современной науке она известна – как иммунитет. Ее признаки - свечение вокруг головы, сияние глаз и наполняющее нас чувство счастья. «Чарака-самхита» говорит, что оджас имеет цвет топленого масла, вкус меда и запах розы.
Чем больше семени человек сохраняет, тем больше у него иммунитета. Есть еще один плюс помимо здоровья. Поскольку оджас - это тонкая ткань, при помощи него мы воспринимаем тонкие структуры окружающего мира. Другими словами, начинаем видеть мистические вещи, и нам открывается Истина.
Ведическая медицина говорит, что нет смысла растрачивать семя, потому что оно дает иммунитет, дает разум и способность различать, что благоприятно для человека, а что нет. Целибат - это лучшее из средств, позволяющих достичь духовной цели.
Поскольку семя - последняя из семи тканей, - она является сутью всех предыдущих. Потеря семени ведет к потере жизненных энергий тела, утрате иммунитета и истощению тканей, которые находятся все в тесной взаимосвязи. Так, для формирования одной капли семени требуется 60 капель крови!
Корр.: У женщин так же?
А.Г.: Следует заметить, что семя - это не сперматозоиды, как многие считают. Согласно Аюрведе, семя - это семенная жидкость, которая вырабатывается у мужчин предстательной железой. Что касается женщин, у них это секрет бартолиниевых желез, та смазка, которая выделяется при половом возбуждении. И в этот момент женщины точно также теряют семя, как и мужчины.
Кстати, еще одна интересная деталь, не известная современным людям, но описанная в древних трактатах. Не нужно считать, что потеря семени происходит только физически. На самом деле, она начинается в уме.
Корр.: Да, это факт. Половой акт происходит в большей степени в уме.
А. Г.: Не думайте, что если вы не потеряли семени физически, то вы не потеряли его в уме. Вначале мы растрачиваем семя в уме, а потом можем физически потерять его, например, во сне. Или же оно просто потихоньку уйдет с мочой. Таким образом, в первую очередь нужно контролировать ум, что очень сложно.
Корр,: И как же этого достичь?
А.Г.: Вначале нужно понять сам механизм, как в уме появляется похоть. Детальное описание этого процесса можно найти на страницах «Бхагавадгиты»: «Чем больше человек созерцает объект чувств, тем больше он становится к нему привязан. Привязанность ведет к вожделению, а вожделение порождает гнев. Гнев приводит к обману чувств, а обман чувств путает сознание. Когда сознание помрачено, разум потерян. Так человек попадает в зависимость от обстоятельств».
Все начинается с созерцания объекта чувств. А заканчивается полным заблуждением. Наказанием за наше вожделение будет то, что мы никогда не сможем понять Истину. Более того, нам даже не придет в голову задумываться о каких-то «высоких материях».
Корр.: Не по этой ли причине так мало людей сегодня задается вопросом, в чем же, собственно, смысл жизни? А если и задаются, то, как правило, ответы ищут не там.
А. Г.: Кроме духовного, скажем так, наказания за потворство своей похоти, существует и физическая расплата. Это различные болезни. «Чарака-самхита» говорит, что если человек слишком много растрачивает семени, то у него теряется иммунитет. Также сказано, что в обществе, где пропагандируется половая распущенность, будет очень много инфекций и эпидемий. Более того, «Чарака-самхита» еще задолго до нас, пять тысяч лет назад описала ту болезнь, которая сейчас известна как СПИД. Тогда ее называли «оджакшая» - катастрофическая потеря иммунитета.
И мы видим, кто обычно болеет СПИДом? Группа риска. Наркоманы, которые очень сильно растрачивают семя и таким образом лишаются иммунитета.
В «Чарака-самхите» упоминается, что человек, который теряет семя, будет терять память. Причем не только физическую, но и духовную. Память о том, что существует жизнь после смерти. О том, что материальное тело это всего лишь одежда нашей души.
Еще один любопытный факт, который подтверждается наблюдениями. Если человек чрезмерно растрачивает семя, он утрачивает способность любить. Вот такая связь. Мы привыкли называть любовью половой акт. Сейчас даже очень редко можно услышать слово «любовь». Больше говорят «секс». Можно увидеть, насколько человек растрачивает семя по его умиротворению и благостному восприятию мира.
О сосредоточенности человека на половых чувствах можно понять по его речи. Если он часто использует какие-то матерные слова, обозначающие половые органы и грязную половую жизнь, он полностью сосредоточен на этом. Нетрудно заметить, что такие люди очень раздражены и не способны любить.
Корр.: У Артура Шопенгауэра есть интересное высказывание, почему человек раздражен, пытаясь наслаждаться без меры: «Никакой достижимый объект желания не в состоянии дать длительного удовлетворения, только преходящее наслаждение. Страсть длится долго. Запросы бесконечны. А удовлетворения чувств - скоротечны».
А.Г.: Чувства невозможно удовлетворить. Ведические писания говорят, что невозможно удовлетворить жажду соленой водой, как нельзя залить огонь маслом.
Чем больше наливать масла в огонь, тем ярче он будет разгораться. Также и материальные чувства. Чем больше мы будем пытаться их удовлетворить, тем больше будем разочаровываться и скорбеть. Потому что те объекты, к которым мы привязываемся, обладают временной природой.
Корр.: Мы говорим сейчас о половой невоздержанности. А как насчет семейной жизни, продолжения рода?
А.Г.: Нет ничего плохого в половой жизни, ведущейся в соответствии с религиозными принципами. Если растрата семени приводит к ужасным последствиям, это не значит, что мужчина не должен жениться, а женщина - выходить замуж. Для семейных людей целибат означает, что секс применяется только для зачатия хороших детей.
Сейчас мы видим, что происходит. Дети зачинаются, как попало, непонятно в каком состоянии. Писания древней Индии, Веды называют таких детей «варна-санкара», или те, кто принесут в общество лишь беды и беспокойства.
Умонастроение родителей в момент зачатия обуславливает умонастроение ребенка, с которым он будет идти по жизни. Очень важный момент. Это также означает, что если в момент зачатия у родителей очень хорошее качественное семя, если они не растратили его раньше времени, то ребенок будет обладать хорошим здоровьем и большой продолжительностью жизни. Человек, зачатый правильным образом, в правильном сознании, получает от родителей хороший иммунитет. Сердце его будет сильным.
Если же родители много растрачивали семя, они сами лишены иммунитета, и у ребенка будет та же проблема. Причем с самого рождения. Я знаю детей, которые уже с раннего детства раздражены и злы на весь белый свет, поскольку лишены иммунитета. И в этом виноваты родители, отнявшие у ребенка здоровье неограниченными половыми связями. Можно посмотреть на наших детей и оценить, в каком умонастроении мы их зачинали, по их разуму и умиротворению.
Корр.: Многие думают: «Пока я молодой, надо жить в свое удовольствие. Вот состарюсь, тогда на покой".
А.Г.: Это опасное заблуждение. Если человек всю жизнь не знал меры в сексуальных развлечениях, к старости его желание не пройдет. Но семя будет растрачено. У него не останется иммунитета. Посмотрите на стариков. Сохраняя желание внутри, в уме, но не имея семени, они постоянно раздражены, поскольку не могут удовлетворить свои половые желания. Мы опять приходим к тому, что контролировать семя, контролировать половое желание нужно начинать с ума.
Корр.: Но как хранить целибат, когда все вокруг, (та же реклама) построено на возбуждении чувств, провоцирующих желания? Более того, сегодня в продаже появляются препараты, которые стимулируют уже потухшее половое желание. Истощенный организм человека уже не в состоянии вырабатывать семя, но лишенные разума люди пытаются выжать из него последние соки.
А.Г.: «Бхагавадгита» описывает чувства и объекты чувств как магнит и железо, притягивающиеся друг к другу автоматически. Когда по улице идет красивая женщина, мужчина непроизвольно провожает ее взглядом.
Но над чувствами - слухом, зрением, обонянием и другими - находится ум. Он принимает то, что приятно для чувств, и отвергает неприятное.
А над ним, еще выше, стоит разум, который способен заставить чувства и ум принять неприятное и отвергнуть приятное, если оно уводит человека с пути достижения какой-либо цели. Например, мы можем заставлять себя подниматься рано утром, делать зарядку и принимать душ, если понимаем, что уже дошли до ручки, ведя пассивный образ жизни.
Или нам по-прежнему нравится состояние алкогольного опьянения, но мы не притрагиваемся к спиртному, осознав пагубность этой привычки.
Невозможно остановить деятельность чувств, поскольку их природа - наслаждаться, точно также, как природа огня - обжигать. Нельзя просто закрыть глаза и заткнуть уши. При первой же встрече с объектом возникнет наше желание. Поэтому Веды рекомендуют нам привязать свои чувства не к тому, что истощает наш организм, а к тому, что наполняет нас знанием, вечностью и блаженством.
Корр.: Как это выглядит на практике?
А.Г.: Нужно научиться использовать свои ум и чувства в служении. Служении Богу и людям. Такая деятельность освободит нас от похоти и наделит хорошим иммунитетом, а значит, и крепким здоровьем.
Когда человек занят бескорыстным служением, к нему приходит понимание, что это и есть любовь. Так можно получить высший вкус, вкус любви и самопожертвования. Вкус, который затмит все остальное.
Представьте, если сейчас к вам подойдет какой-то бомж, грязный такой, заросший бородой, и скажет: «Пойдем со мной на помойку, на троих сообразим одеколончик». Вы откажетесь, потому что у вас другой вкус.
Точно также и истинное отречение рождается у человека, когда в его сердце появляется глубокий духовный вкус, духовная радость. Сладость, как говорит Серафим Саровский. Когда эта духовная сладость присутствует в сердце, на все другие желания вы просто не обратите внимание.
Знание подразумевает способность видеть все в истинном свете. И если обладающий знанием человек приходит к выводу, что некоторые вещи абсолютно бесполезны, он, разумеется, тут же отказывается от них. Аюрведа, ведическая медицина дает и некоторые советы, как сохранять семя. Есть, например, такая поза в йоге – брахмачари-асана. Нужно сесть на пол, вытянув ноги. Выпрямить спину и, взявшись за кончики пальцев ног, сложиться пополам. И лежать так некоторое время. Эту асану рекомендуется делать 3 - 5 раз утром и вечером.
Также Аюрведа советует рано ложиться и рано вставать - лучше всего до 4 часов утра, не есть на ночь, последний прием пищи должен быть не позднее пяти вечера. А утро посвятить духовной практике, настроиться на духовный лад.
Вожделение не всегда проявляется в грубой физической форме. Оно имеет три скрытые стадии. Это желание почестей, желание выгоды и стремление выделиться из общей массы. Зная об этом, каждый из нас сам может определить, насколько же он свободен от вожделения – врага, который скрывается в нашем сердце.
Т. Нарицына
В статье использованы материалы Т. Тарасовой из телепередачи «Где начинаются лестницы?».
Газета "В будущее", № 1, 2002 год